| Авторы |
Людмила Юрьевна Федосеева, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и обществознания, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), fedoseeva-penza@yandex.ru
Татьяна Викторовна Гаврилова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и обществознания, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), gatatiana@yandex.ru
|
| Аннотация |
Актуальность и цели. Будучи детерминированной экономическими, по-литическими и социальными факторами, духовная культура является отражением социально-политического состояния социума. В контексте этой взаимосвязи значительный интерес представляет изучение условий, в которых развивалось театральное дело на начальном этапе становления советского театра. Тенденция директивного управления театром с целью превращения его в средство политического просвещения масс сочеталась с требованиями художественности, направленными на решение задач эстетического воспитания рабочего зрителя. Цель работы – изучение форм и методов этой работы, определение степени их эффективности в решении поставленных властью задач, оценка общего уровня развития провинциального театра в 1920-х – первой половине 1930-х гг. Материалы и методы. Исследование базируется на материалах, почерпнутых из документов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Пензенской области: протоколов заседаний Правления союза работников искусств, книг личного состава Пензенского губернского отделения профессиональ-ного союза работников искусств, протоколов Репертуарной комиссии и др. В основе методологии исследования лежат принципы историзма и объективности, компаративный и аналитический методы, а также концепция социального конструкционизма, способствовавшая продуктивному изучению творческой театральной интеллигенции одновременно в двух качествах: с одной стороны, как объекта воздействия со стороны государства, с другой – как субъекта, формирующего новую культурную реальность, свободную от отживших форм и методов и аккумулирующую в себе новые советские культурные ценности. Результаты. Исследованы государственная политика по управлению театральным делом в стране, реализация ее идей и принципов на уровне провинции, общее состояние театрального дела. Выводы. Развитие театрального дела в Пензенской провинции шло в русле общероссийских тенденций, однако наталкивалось на дополнительные трудности, обусловленные прежде всего общим экономическим состоянием региона, его аграрной спецификой. Скудость театральных бюджетов не позволяла в течение продолжительного времени сформировать постоянную театральную труппу, а социальный состав артистической среды (преимущественно дворянско-мещанско-крестьянский) и практически полное отсутствие партийной прослойки в артистической среде тормозили внедрение современного революционного репертуара, который власть считала необходимым для политического воспитания масс. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. контроль над репертуаром театров осуществлялся не только Главреперткомом и репертуарными комиссиями на местах, но и Художественно-политическими советами при театрах. Их роль не ограничивалась цензурными функциями – деятельность советов имела и просветительское значение. В результате всего комплекса мер по управлению театральным делом творческая интеллигенция к середине 1930-х гг. полностью адаптировалась к политической линии властей в сфере театрального творчества.
|
|
Ключевые слова
|
театр, репертуар, цензура, художественно-политический совет, нэп, финансирование, самоокупаемость, «кассовые» пьесы
|